Японская компания H2L, которая специализируется на разработке решений для виртуальной реальности, представила первую технологию, создающую физические ощущения и даже боль в метавселенной. «Хайтек» разбирается, как мы можем почувствовать что-то в виртуальном мире.
Потрогать голограмму, почувствовать боль, холод или жар — все это может произойти с вами в виртуальной реальности, или метавселенной.
Сейчас компании, специализирующиеся на решениях для виртуальной реальности, например, Horizon Workrooms от Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена), создают собственные метавселенные. Это нереальный, но красочный мир, в котором ключевую роль играют внешний вид и звуки.
С помощью вибрации пользователи получают обратную тактильную связь, но этого не всегда достаточно, чтобы полностью погрузиться в метавселенную. ИТ-специалисты сейчас работают над тем, чтобы воспроизвести тактильные эффекты виртуальной реальности с помощью разных сенсорных рецепторов.
Почувствовать пойманный мяч или удар птичьего клюва
В японской компании H2L создали повязку, которая считывает сокращения человеческих мышц: она использует электрическую стимуляцию. Так пользователь может ощутить все, что с ним происходит в метавселенной. Например, почувствовать пойманный мяч или удар птичьего ключа, отмечают разработчики.
Также повязка передает информацию от пользователя к устройству, чтобы аватар повторял все движения человека.
«Технология H2L передает пользователям и аватарам в метавселенной ощущение тяжести, сопротивление, а не только боль», — заявила компания в Twitter.
«Чувство боли позволяет нам превратить мир метавселенной в реальный мир. Это повышает ощущение присутствия и погружения», — говорит Эми Тамаки, генеральный директор и соучредитель H2L.
Ощутить онемение, холод и жжение
Эксперты из Лаборатории интеграции человека и компьютера Чикагского университета разработали необычное решение, которое увеличит спектр тактильных ощущений в метавселенной. Для этого нужно нанести на кожу химические пластыри, которые выделяют безвредные химические вещества, вызывающие, например, жар, покалывание или онемение.
Авторы подробно описали химическую тактильную систему, в которой определенные стимуляторы высвобождаются через пластырь. Когда они достигают рецепторов кожи, то вызывают ощущение охлаждения или покалывания. Исследователи использовали пять стимуляторов для своей системы: покалывание (саншул — это пряная специя), онемение (лидокаин — это местный анестетик), жжение (коричный альдегид — это масляная жидкость), тепло (капсаицин — это компонент перца чили) и охлаждение (ментол — это соединение из масел мяты).
Система выглядит как тактильная повязка в виде мягкого силиконового пластыря: в ней есть микронасосы, которые проталкивают жидкие стимуляторы через открытые каналы на кожу пользователя.
Когда пользователь находится в метавселенной и, например, гуляет по виртуальной улице, то система использует ментол, чтобы создать ощущение прохлады. А чтобы показать, что чай или тарелка с супом горячие, — капсаицин.
Но есть и ограничения. Во-первых, эффективность этой химической тактильной системы будет варьироваться в зависимости от особенностей кожи пользователя. Кроме того, имитация ощущений на коже — это медленный процесс, также необходимы дополнительные исследования, чтобы открыть новые химические стимуляторы для более широкого спектра ощущений.
Потрогать голограмму
Исследователи разработали голограмму, которую можно почувствовать. По словам Равиндера Даахии, исследователя, работавшего над проектом, он вместе с коллегами создал голографическую систему, которая использует струи воздуха, чтобы передать ощущения прикосновения. Они могут воспроизвести прикосновение к пальцам, рукам и запястьям.
«В будущем вы сможете встретиться с виртуальным аватаром коллеги на другом конце света и действительно почувствовать рукопожатие», — заявил Равиндера Даахии.
Системе Aerohaptic не нужны ручной контроллер или умные перчатки для создания ощущения прикосновения. Вместо этого сопло, которое способно реагировать на движения вашей руки, выдувает воздух с нужной силой.
«Сенсорная обратная связь от воздушных струй также может создать виртуальную поверхность баскетбольного мяча. Пользователь сможет почувствовать его округлую форму, как он скатывается с кончиков пальцев, отскакивает и обратно падает в руки», — подчеркивает Равиндера Даахии.
Надеть перчатку, чтобы прикоснуться к метавселенной
Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена) представила тактильную перчатку с крошечными двигателями. В ней есть потоки воздуха, которые имитируют прикосновение к разным объектам. Прототип тактильной перчатки, созданный лабораторией Meta Reality Labs (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена), разработан для работы с системами виртуальной реальности.
Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена) использует принципы мягкой робототехники и пневматические и электроактивные приводы, чтобы быстро создавать разноупорядоченные потоки воздуха. Эти приводы, по сути, представляют собой крошечные двигатели, которые могут обеспечивать ощущение давления и прикосновения.
Если разместить тысячи этих приводов на перчатке и объединить их работу с тем, что происходит в виртуальной реальности, то пользователь может протянуть руку и почувствовать то, чего на самом деле не существует.
Для «оживления» метавселенной есть большое количество решений, но не все они подходят для массового пользователя — некоторые стоят слишком дорого, а некоторые еще недостаточно протестированы для выхода на массовый рынок. Но работа в этом направлении идет, и скоро мы чуть меньше станем отличать этот мир от вируального.
Читать далее
«Джеймс Уэбб» сделал самую четкую фотографию звезды в истории
Квантовая зарядка позволит рекордно быстро заряжать электромобили
Самая редкая кровь в мире: как живут люди с нулевым резус-фактором