Кейсы 31 августа 2022

VR-проекты с Венецианского кинофестиваля: Коко Шанель, смерть планеты и геноцид в Камбодже

Далее

Метавселенная, виртуальная, дополненная и смешанная реальность — это не только про игры и развлечение. Передовые технологии создают новые формы искусства. Венецианский кинофестиваль представляет отдельную программу для произведений иммерсивного искусства. «Хайтек» рассказывает про технологии и работы, которые представлены на конкурсе.

Иммерсивное искусство впервые было представлено на Венецианском киносмотре в 2019 году. Посетители уже тогда могли погрузиться в мир виртуальной реальности, но это был еще не полноценный конкурс, а просто дополнительное развлечение для участников фестиваля. В этом году это направление выходит на новый уровень: собственная программа Venice Immersive, строгое жюри и внеконкурсные экспозиции.

Иммерсионное искусство объединяет множество направлений, которые позволяют «погрузить» зрителя в художественное произведение. Безусловно, отдельные направления существовали давно, например, иммерсивный театр, но настоящий расцвет это направление получило с развитием новых технологий.

Организаторы программы отмечают, что виртуальная реальность — только одно из направлений, которые используют участники. Кинофестиваль сознательно отказался от любых технических ограничений. На небольшом острове в Венеции построили целый «город», в котором можно погрузиться в метавселенную, играть в игры и путешествовать по миру.

Из 43 проектов, представленных в конкурсной и дополнительной программах, только некоторые требуют шлема виртуальной реальности. Среди других — массивные установки, окружающие зрителя со всех сторон, и решения на основе гибридной (смешанной) реальности.

Путешествие по виртуальным мирам

Групповое путешествие по вымышленному миру — одно из самых необычных приключений, которое можно испытать. Это может быть пляж, лес или сюрреалистическое пространство, созданное писателями-фантастами. Venice Immersive предлагает гостям такое путешествие.

Например, проект «Частота кадров: пульс Земли» (Framerate: Pulse Of The Earth) предлагает зрителями посмотреть, как постепенно меняется и разрушается ландшафт Земли, попробовать жить в другом времени — сезонном или геологическом. Чтобы почувствовать погружение, зрители входят в темную комнату. Со всех сторон их окружают экраны, которые словно «голографический портал» переносят путешественников в пространстве. 

Вас окружают гипнотические образы. Звук перемещается в пространстве. Весенние каникулы, летнее солнце сияет сквозь листья, когда они становятся янтарными и опадают через секунду. В причудливом английском саду растет тыква. Тысяча тонн стали дробится. Песок прибывает и течет, а скала отступает. Доено 268 коров. Выпито 519 пинт.

Участник этого погружения в вечное созидание и разрушение, в круговорот жизни и смерти может находиться в любой точке экспозиции или перемещаться по ней. Сконцентрироваться на чем-то одном, например, на «жизни» речной гальки или огромной скалы разрушающейся и опадающей в море, или выбирать разные образы.

Для создания своей экспозиции команда разработчиков в течение года снимала пейзажи и сцены из жизни людей в Норфолке и Глазго в Великобритании. Но это не обычная съемка. Авторы использовали интервальное 3D-сканирование, чтобы запечатлеть детали, которые не видны обычной камере.

Framerate: Pulse Of The Earth. Видео: Scanlab Projects

Другое путешествие предлагает проект «Весь несохраненный опыт будет потерян» (All Unsaved Progress Will Be Lost). Здесь путешественникам с помощью VR-погружения с шестью степенями свободы (6DoF) открывается мрачное пространство города-призрака, сотканного из бетона и тумана. Непонятная угроза, нависшая над опустевшим городом, остается тайной до самого конца путешествия.

Этот проект полудокументальный и построен на воспоминаниях женщины, которая отказалась эвакуироваться из родного города после страшной катастрофы.

Трейлер All Unsaved Progress Will Be Lost

А для любителей по-настоящему вымышленных историй кинофестиваль предлагает работу «Переосмысление. Часть I: Нисса» (Reimagined Volume I: Nyssa). Авторы этой картины отправляют зрителей в мир братьев Гримм. Сюжет работы основан на «Сказке о том, кто ходил страху учиться». В виртуальной реальности зрители могут почувствовать себя на месте маленького мальчика, который отправился в лес. Им предстоит бросить вызов собственному страху и спасти деревню.

Прыжок в прошлое Собора Парижской Богоматери и юность Коко Шанель

Не только пространство, но и время подвластно иммерсивному погружению. Несколько работ, представленных на конкурсе предлагают отправиться в прошлое и узнать, как жили люди того времени.

Путешествие по Нотр-Даму. Фото: Éternelle Notre-Dame

Одна из таких работ — «Вечный Нотр-Дам» (Éternelle Notre-Dame). Это проект отправляет зрителей в путешествие по Парижу в разное время: от XII века и до наших дней. Вместе с виртуальным экскурсоводом зрители увидят, как менялся самый известный собор Парижа и город, окружающий его на протяжении веков. Поднимаясь на вершину колоннады можно почувствовать настоящую парижскую погоду, а спускаясь вниз — сумрак подземелий.

Создатели отмечают, что разработка виртуального тура заняла более двух лет, при этом команду консультировало 25 специалистов по виртуальной реальности и истории. Экспозиция реализована в пространстве площадью 500 м2 и одновременно в виртуальное путешествие может отправиться до 50 человек. Авторы считают, что это первый в мире пример такого масштабного путешествия.

Трейлер Éternelle Notre-Dame

Для тех, кто памятникам предпочитает людей есть своя альтернатива. Французские художники представили мультисенсорный проект «Встреча» (Rencontre(s)). Действие разворачивается в 1921 году, когда Габриэль («Коко») Шанель впервые познакомилась с парфюмером Эрнестом Бо. Именно этот дуэт создал знаменитый Chanel No 5, одну из визитных карточек дома моды, сохранившуюся до нашего времени. 

В этом проекте участники смогут не только вернуться в прошлое, но и с головой окунуться в парфюмерное мастерство, почувствовав, как пахнет мастерская настоящего «художника» и какой он французский авангард.

Трейлер Rencontre(s)

Геноцид в Камбодже и спасение на острове

Еще один необычный опыт — игровой. Но и здесь создатели предлагают непростые темы. Например, в игре «Ты будешь жить, мой сын» (Tu vivras, mon fils) создатели отправляют игроков в Камбоджу (Демократическую Кампучию) во время правления красных кхмеров. Основанный на мемуарах Пин Ятая, квест ставит игроков на место пережившего геноцид отца. 

Решая головоломки, участники погружаются в кинематографические сюжеты из истории жертв геноцида, узнают прошлое и культуру страны, разоренной жестоким диктатором Пол Потом. Главный персонаж ищет своего пропавшего сына и должен выжить ради своей семьи, рассказывают создатели. Символом исцеления нации и отца становится огромное сердце в форме Ангкор-Вата, наполняющееся жизнью с каждым правильным ответом.

Изображение из игры Tu vivras, mon fils. Источник: LA BIENNALE DI VENEZIA

Авторы другого проекта «Восходящие» (Ascenders) воскрешают легенды о Титанах, встреча с которыми определяет жизнь после смерти. В отличие от масштабных проектов с множеством инсталляций и сложным техническим оснащением автор этого проекта предлагает простое созерцательное путешествие, в котором нужно будет пройти испытания Титанов, взаимодействовать с другими игроками, чтобы вместе выйти в новый мир.


Хотя искусство, основанное на современных технологиях, активно развивается, у него пока нет полноценного рынка и массового проникновения. Кураторы новой программы Венецианского кинофестиваля надеются, что это может измениться со временем. Ведь сегодня рождается новая форма искусства и перспективная индустрия.

Нет другого фестиваля в мире, который так много посвятил бы представлению иммерсивного как новой формы искусства. Сопоставляя его с престижными художественными фильмами, мы повышаем восприятие иммерсивного искусства как настоящей формы искусства, а не просто технологического трюка.

Мишель Рейлхак, один из кураторов программы Venice Immersive Венецианского кинофестиваля

Читать далее:

Первые снимки подземной части Марса удивили ученых

С тела — в рот: ученые поняли, откуда появились зубы

Галактика, расположенная в 12 млрд световых лет от Земли, «свернулась» в кольцо Эйнштейна