Речь идет о трехмерной скульптуре, вырезанной из известняка. Она изображает статую фараона, который сидит на коленях коленопреклоненного человека. Статуя фараона не в натуральную величину, и изображена в синей короне (иногда ее называют боевой) с уреем (змеей) наверху. Сейчас работа сейчас находится в Национальном музее Шотландии.
Проблема этой статуи в том, что в Древнем Египте фараонов не изображали рядом с некоролевскими людьми в трехмерном виде, объясняет Маргарет Мейтленд, главный хранитель древнего Средиземноморья в Национальных музеях Шотландии, в статье, опубликованной в книге «Дейр-эль-Медина: Сквозь калейдоскоп». Мейтленд также написала сообщение в блоге о скульптуре в 2022 году, отметив, что присутствие некоролевской особы с фараоном делало ее похожей на «невозможную» скульптуру.
Мейтленд провела архивные исследования, чтобы понять, откуда в Египте появилась скульптура. Она обнаружила, что артефакт нашли в ходе раскопок на территории Дейр-эль-Медина, недалеко от Долины Царей. Группой археологов руководил Александр Генри Райнд, исследования проводились в 1850-х годах. Исследовательница отметила, что древние люди, жившие в Дейр-эль-Медине, отвечали за строительство гробниц для фараонов.
Мейтленд проанализировала другие скульптуры, найденные в Дейр-эль-Медине, а также древние исторические записи и другие археологические находки региона. Оказалось, что некоторым высокопоставленным лицам в Дейр-эль-Медине было разрешено изображать фараона так, как не могли позволить себе люди в других местах Египта.
Во время правления Рамсеса II (примерно с 1279 г. до н.э. по 1213 г. до н.э.) в Дейр-эль-Медине процветал культ поклонения статуе, посвященный королю. Поклонение фараону и строительство статуй, изображающих его, поощрялись членами королевской семьи, пишет исследовательница.
По ее словам, фараон, изображенный на скульптуре, скорее всего — Рамсес II. Она добавила, что человек, который стоит на коленях позади фараона, вероятно, является Рамозом, старшим писцом, который был лидером общины.
На эту ее мысль натолкнуло то, что человека изобразили в цветочном венке, редком предмете, который мужчины надевали в Древнем Египте. Однако есть деревянная статуя из Дейр-эль-Медины, на которой Рамос изображен с венком, как показало ее исследование.
Но эта интерпретация не устраивает других археологов. Бетси Брайан, профессор ближневосточных исследований в Университете Джона Хопкинса, который не участвует в этом исследовании, согласился с тем, что эта скульптура изображает человека вместе со статуей фараона. Но, по словам Брайана, хотя фараоном мог быть Рамсес II, более вероятно, что это изображение Аменхотепа I (годы правления примерно с 1525 г. до н.э. по 1504 г. до н.э.). Аменхотеп был «божеством-покровителем Дейр-эль-Медины», объясняет эксперт. Кроме того, этого фараона могли обожествить, что происходит только после смерти. А, значит, что если бы скульптура была создана во время правления Рамсеса II, жители Дейр-эль-Медины выбрали бы для изображения мертвого фараона, такого как Аменхотеп I.
Читать далее:
Появилось фото внутри второй самой глубокой подводной воронки в мире
Посмотрите, что произошло с Меркурием, когда он максимально приблизился к Солнцу
Ученые выяснили природу таинственного древнего «монстра»
На обложке: на «невозможном» древнеегипетском произведении искусства изображена статуя неизвестного фараона, которую держит таинственный человек
Изображение предоставлено Национальными музеями Шотландии