Мы давно живем в фиджитал-мире, где нет границ между реальным и виртуальным — между физическим (physical) и цифровым (digital) пространствами. Оплачивая проезд транспортной картой, работая дистанционно, проходя маршрут с помощью онлайн-карты или электронного навигатора, мы сами о том не задумываясь, взаимодействуем с двумя мирами. Эта знакомая каждому из нас комфортная реальность и есть фиджитал. Только теперь она стала новой спортивной дисциплиной. Сквозной счет в видео игре и на реальной спортивной арене определяет победителя.
Впервые спортивные и виртуальные дисциплины объединились в единое пространство — фиджитал-спорт, который отвечает основной миссии «Игр Будущего» — способствовать развитию гармоничного человека.
«Цифровая реальность и энергия стадиона. Больше не нужно выбирать — мяч или джойстик» — главный девиз фиджитал-движения.
Как проходят Фиджитал Игры?
Объясняем на примере соревнований в Казани. В течение двух дней лучшие райдеры из Аргентины, Колумбии, Испании, Болгарии, России и Беларуси соревновались в новой для себя дисциплине — фиджитал-скейтбординг. В первый день они показали свое мастерство сначала на спортивной площадке, а затем — в симуляторе скейтбординга. В итоге квалификацию успешно прошли три команды из России и одна из Аргентины — New Kids Turbo (Россия), Latino Gang (Аргентина), Slugs (Россия) и «Трое из ларца» (Россия).
Если в первый день райдерам пришлось совмещать физическую и диджитальную части, то в финале сначал один участник команды делал трюки в реальном парке, а затем другой пытался повторить их в цифровом формате. Слаженнее всего это, по мнению судей, получилось у ребят из New Kids Turbo. Второе место заняла команда «Трое из ларца», а третье — у аргентинцев из Latino Gang.
Тестовые соревнования по инновационным дисциплинам идут в Казани уже сейчас. Расписание мероприятий — на сайте gofuture.games. Следующие, десятые Фиджитал Игры пройдут с 5 по 23 октября 2023 года. Место проведения — Казань, СК «Искандер», УСК «Зилант» и МВЦ «Казань Экспо». Среди дисциплин — баскетбол, футбол, хоккей, тактический бой и не только.
Это заключительные тестовые соревнования перед главным турниром – «Игры Будущего» 2024. Их главная цель показать миру спорт будущего и новый подход к созданию спортивных шоу.
История игр и их будущее
Влад Ершов, спортивный директор проекта «Игры Будущего» рассказал «Хайтеку», что такое фиджитал, как появилась эта идея, почему ее надо развивать в России и есть ли у нее будущее:
«Давайте отмотаем немного назад. Идея родилась где-то после 2018-2019 года на фоне большой волны, приезжающих в Россию иностранцев, в том числе спортивных крупных функций акционеров, которые лоббировали и курировали проведение в России Универсиады. Стоит вспомнить Олимпийские игры в Сочи и Чемпионат мира по футболу… Все мы общались друг с другом в России, в том числе с нашим спортивным менеджером. У нас начала формироваться огромная команда организаторов, не только в Казани, но и вообще в целом по стране.
Тогда же на хайпе стал развиваться киберспорт, но к нему многие относились настороженно. В какой-то момент мы задались вопросом: что дальше? Каким будет спорт будущего, что его ждет?
Рейтинги Олимпиад на ТВ падают — это официальные данные, («Хайтек» проверил эту информацию, действительно о падении рейтингов активно писали после Олимпиады в 2021 году). События 2022 года тоже повлияла на ситуацию и поменяли все другие крупные международные спортивные мероприятия, которые были в России, забрали. А проект Фиджитал Игр проект остался — он родился именно у нас.
В конечном итоге, это дало больше мотивации развивать его. России не хватало внутреннего нового продукта, который был бы альтернативой для всех устаревших соревнований и ориентированным на молодежную аудиторию, которая любит компьютерные игры, смотрит спорт и занимается им.
С тех пор мы активно работаем над проектом. Сейчас проходят восьмые Фиджитал Игры, в августе — девятые. А уже в следующем году состоится Чемпионат «Игры Будущего».
Человек будущего
У нас есть идея, которую мы реализуем на Играх — сделать совершенного человека будущего, который будет хорош как в цифровом мире, так и в физическом. Конечно, не буквально. Мы не пытаемся “вытащить дотера из онлайна” и заставить его заняться физической активностью.
Это больше попытка создать что-то для поколений, которые сейчас развиваются – той молодежи, которая уже родилась с телефоном. Зумеры и дети поколения альфа с детства в цифровом пространстве и для них это норма. Проблема в том, что в физический мир они не возвращаются. И мы хотим создать какую-то гармоничную связку — физический спорт и цифровой мир.
Затем мы пошли об общего к конкретному — начали придумывать механику и правила. Заложили критерии отбора, сделали скоринговую модель. Проанализировали — у каких дисциплин есть действительно большая аудитория. Сопоставили рейтинг игровых и реальных дисциплин, убрали лишнее.
Под некоторые игры подобрали активности, которые не утверждены МОК — в конце-концов цель была не создать цифровую Олимпиаду. Например, у геймеров очень популярен Counter-Strike, но классического аналогичного спорта тут нет.
Что-то было довольно просто — есть футбол и футбольный симулятор, FIFA. Сначала спортсмены выходят на площадку, а потом — в гейм-зоне. Однако сейчас есть и игры, которые “чистый киберспорт”.
В планах у нас — 16 дисциплин, которые затрагивают практически все сферы классического и киберспорта».
Первое что приходит в голову, когда речь идет о том, чтобы объединить виртуальную реальность и физический мир — это работа с VR. Но Влад уверен, Фиджитал Игры возможны и без них, только ограничиваться использованием технологии виртуальной реальности не стоит. Для начала, она не внедрена в жизнь каждого, а одна из задач чемпионата сделать игры максимально доступными. Не все пользуются технологией, не у всех есть очки. «Да и VR есть куда развиваться. Прямо сказать, технология несовершенна. У кого-то начинает кружиться голова», – рассказал Влад Ершов. Это правда, многие исследования показали, что существуют физические и психические последствия использования виртуальной реальности.
На стыке двух реальностей
Для Влада Ершова важно создать зрелищную ТВ-картинку и это имеет смысл, особенно если амбиции – соперничать с Олимпиадой.
«Важно, чтобы в физическом спорте она была максимально похожа игровую. Уже давно популярен геймплей — людям нравится смотреть на игровой процесс. Мы хотим сделать физический спорт таким же зрелищным, дать аудитории именно этот экспириенс.
Когда мы решили создавать ТВ-трансляции, то поняли — нам важно максимально геймифицировать трансляцию игры, сделать живую картинку. Надо взять физические соревнования и “облепить” ее какими-то фишками. Это тоже большой класс нашей работы. У технологий практически нет границ, там можно рисовать практически любую графику, но сама по себе технология, дорогая. Какие-то решения уже есть и мы тестируем их на каждый играх».
Пример можно посмотреть на видео ниже. Это запись с восьмых Фиджитал-Игр, соревнования по скейтбордингу.
Что дальше?
Будущее фиджитала — безгранично, уверен Влад Ершов: «Это и битва управляемых роботов, конечно, пока в идеальной картине мира. Сейчас мы общаемся с Минцифры по этому треку, чтобы у нас были автономные роботы. Представьте, они до победного конца бьют друг друга без управления человека. А, может, с какими-то подсказками. Еще в глобальных планах — соревнования дронов, кибератлетика, использование нейронных сетей и, конечно, инклюзивность для людей с ограниченным возможностями».
Сейчас команда «Игр Будущего» хочет создать привлекательный продукт и грамотно показать его всему миру. Есть все шансы сделать проект жизнеспособным и востребованным. Возможно, уже в видоизмененном мире. Мир быстро меняется, и мы меняемся вместе с ним.
До старта главного турнира «Игры Будущего» осталось 174 дня.
Читать далее:
Ученые предложили новую теорию о том, как появились таинственные радиосигналы из космоса
«Уэбб» впервые наблюдал мощный взрыв килоновой
Геологи реконструировали древние реки на Марсе и потоки метана на Титане