Руками — трогать. Какие интерактивные решения внедряют музеи и зачем это нужно

С каждым годом музеи все меньше ассоциируются с застывшим во времени пространством, где серьезные посетители молча перемещаются от одного экспоната к другому. Благодаря развитию технологий музеи становятся площадкой увлекательного препровождения и для взрослых, и для детей. В них появляется все больше объектов, которые наконец можно потрогать и повертеть. Какие интерактивные решения сегодня можно увидеть в музеях, почему это актуально и что сейчас в тренде, рассказал генеральный директор ИТ-группы «Открытие» Владимир Розин.

Зачем музею интерактивные технологии

В первую очередь, появление разных категорий цифровых решений в музеях — это естественный ответ на изменение аудитории. С каждым годом увеличивается доля людей нового поколения: привыкшего к технологиям, взаимодействующего с ними практически с первых дней жизни. Людей, для которых естественно воспринимать информацию не из бумажной книги, а с планшета, не листать сухие страницы, а свайпать по экрану. 

Это не значит, что новому поколению совсем не нужны обычные книги, старые картины и реальные скелеты древних животных в экспозиции. Но возможность получить информацию или новый опыт через более привычный цифровой формат добавляет таким посетителям удобства при визите в музей. А потому делает музей для них более привлекательным. 

Во-вторых, добавление интерактивных решений меняет роль посетителя музея. Раньше он был зрителем: пришел, походил по залам, все рассмотрел и ушел. Где-то он параллельно послушал, например, пение птиц, представленных в экспозиции, или послушал аудио-гид. Но от этих дополнительных мелочей роль посетителя не менялась.

Интерактивные решения превращают посетителя музея из зрителя в участника, исследователя. Человек может стать действующей частью экспозиции и ощутить себя в прошлом столетии или на другом конце земли, погрузиться глубже в исторические события, узнать больше об экспонате, его истории или его создателе. При этом сохранность самих экспонатов не страдает.

Особенно важен интерактив для детей с их любознательностью и интересом к игре, активным действиям. Просто бродить от картины к картине понравится не каждому ребенку, а увидеть, как эта картина пишется, повинуясь движению руки посетителя в воздухе, уже любопытнее.

Помимо этого интерактивные решения помогают лучше понять некоторые экспозиции. Вместо того, чтобы открывать энциклопедию для получения дополнительной информации, человек взаимодействует с условной интерактивной панелью и видит, как проходило переселение народов, как менялись материки, как Москву отстраивали после 1812 года и так далее.

Простой интерактив: экраны, панели, инсталляции

Самая распространенная категория интерактивных решений в музеях — это мультимедийные экраны и сенсорные столы. Они упрощают навигацию между залами, что особенно важно в крупных музеях с большим количеством экспозиций. Также они помогают ближе познакомиться с экспонатами выставки: изучить предмет в деталях, не касаясь его, или получить больше информации — не из физической энциклопедии, а из цифровой.

В Курском областном краеведческом музее на большом сенсорном столе посетителям доступна детализированная информация о Курской битве. На карте проиллюстрирован ход битвы в динамике, воспоминания свидетелей этого события усиливают эффект погружения. Бонус — игра-викторина по теме.

А в Музее искусств Кливленда установлена интерактивная мультимедийная стена — огромный сенсорный экран (больше 12 метров), с помощью которого несколько посетителей одновременно могут знакомиться с представленными в музее произведениями искусства. В том числе с находящимися в хранилище (светочувствительными). Помимо этого при помощи интерактивной стены посетители могут формировать личные виртуальные коллекции, создавать маршруты на своем смартфоне или использовать предложенные системой. 

Востребованы в музеях и интерактивные инсталляции — особенно интересны они в исторических музеях, где с помощью такого решения можно интересно и увлекательно показать события прошлого. Например, в Центре Гиляровского (филиал Музея Москвы) реализован «Проект 1812» с интерактивной инсталляцией, отображающей пожар, уничтоживший старую Москву, а после — отстройку новой. На огромных экранах разворачиваются события 1812 года, а усиливает эффект иммерсивный аудиоспекталь.

Много интерактивных элементов и в Музее Победы на Поклонной горе. Например, они присутствуют в экспозиции «Битва за Москву. Первая Победа!». На интерактивных панелях отображаются тысячи фотографий, ход оборонительных и наступательных операций, и многое другое. 

Другая категория простых и распространенных интерактивных решений — приложения. В первую очередь через них музеи предлагают посетителям интерактивную навигацию. Например, как у Оружейной палаты Московского Кремля. Помимо того, что в приложение встроена карта, оно может подсказать, куда непременно стоит заглянуть и что интересного там найдется. А во время движения по маршруту мобильный гид расскажет об объектах рядом с посетителем. Вдобавок, в приложениях могут появляться игры и квесты для конкретной выставки или музея.

Помимо приложений музеи начинают взаимодействовать с посетителями через чат-боты. С их помощью можно, например, во время экскурсии пройти квиз, в игровой форме узнать новое об экспонатах или о теме выставки. 

Сложные технологии: другая реальность и проекции

Постепенно в музеях появляется все больше сложных технологий для вовлечения посетителя. Во-первых, это дополненная и виртуальная реальность. Технологии AR позволяют оживить объект: например, заставить огромного динозавра сойти с постамента и отправить гулять по залу. А VR-решения, которые могут создавать видео на 360° или интерактивную среду, способны буквально затянуть посетителя вглубь экспоната или позволить прикоснуться к его созданию. Элементы AR и VR появляются как в традиционных музеях, так и в мультимедийных.

Например, в Музее железных дорог при помощи VR посетители могут пройтись по императорскому поезду, который совершал маршрут «Санкт-Петербург—Хельсинки». Сам поезд сейчас находится в Финляндии, и виртуальная реальность — самый доступный способ «путешествовать» на нем. Помимо этого в Музее можно поучаствовать и в VR-квесте: отыскать в поезде утерянные предметы.

Еще один увлекательный квест недавно появился в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. При помощи VR-технологий посетители могут стать узниками тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловской крепости и попытаться сбежать из него за три попытки. Позднее в музее могут появиться и другие исторические VR-квесты.

Другой пример использования VR — в Третьяковской галерее. Посетители при помощи очков и джойстика могли оказаться в мастерских художников, управлять предметами в этом пространстве и даже попробовать написать свою картину. А в Музейном центре Цинциннати (США) благодаря VR-технологиям посетители могут полетать среди древних динозавров, буквально «превратившись» в одного из них.

Также в экспозиции музеев встраиваются «умные» вещи и сенсоры, чтобы экспозиция менялась в зависимости от действий посетителя. Например, в Галерее современного искусства в Казани на выставке «Николай Рерих» можно было «пролететь» над нарисованными горами, написать свою картину, управлять облаками или создать северное сияние — просто двигая телом.

Классические мультимедийные экраны в музеях все чаще дополняются или заменяются видеомэпгингом или 3D-мэппингом: проекцией на физический объект. «Экраном» может быть и ровная стена, и рельефная поверхность. Видеомэппинг может, например, сочетаться с традиционными картинами или скульптурами и заставлять их «оживать», делать объемнее. Или он может встраиваться в физическую экспозицию и создавать дополнительный слой реальности.

Так в Музее Победы на Поклонной горе на стены среди физических экспозиций транслируются проекции фильмов-реконструкций военного времени. Посетитель одновременно присутствует в смоделированной в реальности среде условной железнодорожной станции и видит на стене видеоряд с той же станции. Все это создает максимальное погружение в тему и идею экспозиции.

Еще одно интересное и важное для сохранения истории применение видеомэппинга — это возможность виртуальной реставрации объектов искусства и культуры. Например, в Национальном музее искусств Каталонии удалось восстановить фрески церкви Сан-Клементе де-Таулл, и сейчас компьютерная модель проецируется на стены здания, позволяя посетителям увидеть изначальный вид этих стен. А в музее Метрополитен видеомэппинг показал настоящие цвета древнего египетского храма. Причем проекция интерактивная, посетители могут рассматривать отдельные детали или слои.

Постепенно в музеи проникает и голография — для трехмерного воссоздания предметов искусства или для формирования более интересного пользовательского опыта у посетителей. В Музее Победы на Поклонной горе голография используется для демонстрации оружия, которое применяли во время Второй мировой войны. Его можно даже изучить детально, управляя инсталляцией движением руки в воздухе. Также при помощи голограмм здесь показывают игровые видеофильмы.  

Наиболее активно технологии используют Мультимедиа-музеи и Центры современного искусства. Например, на выставке «Реальный космос» в Центре современного искусства «Марс» для максимального вовлечения посетителей применяют и AR, и VR, и голографию, и проекции. Благодаря этому посетитель может «выйти» в космос и узнать больше о работе МКС.

Есть ли предел музейной цифровизации

Новые интерактивные объекты и технологии в музеях будут появляться, потому что сами технологии становятся массовыми и более доступными, помогают открыть для людей больше предметов культуры и искусства, привлекать новых посетителей. Постепенно музеи будут становиться все более технологичными пространствами. 

Как интерактивные столы и экраны уже стали привычными многим посетителям, так в ближайшей перспективе привычными могут стать и голограммы, и VR-решения. Но все это будет появляться в очень умеренных количествах, особенно в традиционных музеях, а не мультимедийных арт-пространствах.

Если посетитель приходит в условный Эрмитаж, чтобы вживую увидеть предметы быта из прошлых столетий, для него в фокусе будут именно они. Любые интерактивные решения выступят дополнением, и важно сделать так, чтобы они не перетянули внимание на себя.

То же, касается, например, музеев с картинными галереями. Прикрепленный рядом QR-код, добавляющий AR-интерактив, чтобы увидеть процесс написания картины, — это интересно. Но если таких решений станет слишком много, посетитель будет отвлечен от ключевого объекта — картин.


Читать далее:

«Хаббл» показал очень старую галактику: она не похожа на молодой Млечный Путь

Физики озадачены: в нашей галактике происходит «что-то подозрительное»

Выяснилось, какие черты лица выдают богатого человека

Фото на обложке: изображение от Freepik

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Найдены останки римского легионера, которого сурово наказали за предательство
Наука
Новая смелая гипотеза переписывает историю Вселенной
Космос
Эйнштейн был прав: его открытие поможет раскрыть тайну нейтронных звезд
Космос
Гель для защиты от радиации разработали в Европе
Космос
Шаг к созданию мантии-невидимки: ученые добились отрицательного преломления света 
Наука
Telegram выкатил крупное обновление по работе с видео
Новости
Вошел как влитой: в России создали легко интегрируемый аналог Microsoft AD
Технологии
Китайский робопес впервые участвовал в пожарно-спасательной операции
Новости
Таинственные космические огни оказались странными остатками взорвавшихся звезд
Космос
Британский стартап показал робота, который манипулирует руками быстрее человека
Новости
Четвертому пациенту пересадили модифицированную почку свиньи
Наука
Посмотрите на цветные облака, которые плывут в небе над марсоходом «Кьюриосити»
Космос
Инженеры MIT напечатали дешевый двигатель для маленьких спутников
Новости
Началась разработка космического двигателя на воде: что о нем известно
Космос
Через Млечный Путь несется пара объектов на гиперскорости: что о них известно
Космос
Названы опасные побочные эффекты использования ИИ для мозга
Наука
НАСА рискуют провалить главную лунную программу и не только
Кейсы
Прибор для анализа крови без уколов привлек 35 млн рублей от стартап-студии
Наука
«Джеймс Уэбб» рассмотрит астероид, который может угрожать Земле
Космос
Телескоп «Евклид» наблюдал редкое кольцо Эйнштейна в соседней галактике
Космос