Созданная в 1627 году картина «Изгнание морисков» воплощает в себе один из самых драматичных моментов в истории Испании. Французский кардинал Арман-Жан дю Плесси де Ришелье охарактеризовал его как «наиболее варварский акт в истории». Тогда, в 1609 году, король Филипп III распорядился изгнать 300 тысяч мусульман-конвертитов, морисков из страны. Он считал их угрозой из-за предполагаемых связей с Османской империей.
Мориски, в буквальном переводе — «маленькие мавры», «мавританишки», в Испании и Португалии — мусульмане Аль-Андалуса, официально принявшие христианство, а также их потомки. Мориски вместе с марранами (крещеными евреями) причислялись к сословию новых христиан.
Сюжет о триумфе власти над предполагаемыми изменниками считался очень значимым для Филиппа IV, наследника трона. Он инициировал конкурс среди дворцовых художников, предложив им в качестве темы изгнание морисков.
Работа Веласкеса на эту тему вызвала восторг у короля и заняла особое место среди его предпочтений. За эту картину мастер получил звание главного дворцового художника. Сами монарх называл его своим другом.
Однако в 1734 году королевский дворец Алькасар был уничтожен пожаром. Тогда эта и сотни других ценных картин были утрачены, в том числе полотна Рибера, Тициана, Эль Греко, Джордано, Рафаэля и Рубенса.
Современного художника Кастильо настолько увлекла картина, что он решил ее воссоздать. Он использовал сохранившийся эскиз и детальные описания от очевидцев, обработанные с помощью искусственного интеллекта, и приступил к работе.
В процессе Кастильо сотрудничал с Паулой Гарсией, коллегой, в настоящее время занимающейся исследованием применения ИИ в области современной скульптуры в рамках своей докторской диссертации.
Читать далее:
Огромную акулу-химеру нашли в Таиланде: ее предкам 400 млн лет
Опубликованы кадры с роботом, который общается и не отвлекается
Мертвому мужчине на 10 дней пересадили печень свиньи
На обложке: процесс восстановления картины с помощью искусственного интеллекта при участии художника Фернандо Санчеса Кастильо. Фото: CORTESÍA DEL ARTISTA, юEl Pais