Технологии AR зародились еще в 60-х годах прошлого века, когда научные институты начали свои разработки, зависящие во многом в то время от развития вычислительных мощностей и возможностей техники. Спустя 50 лет свыше полумиллиона пользователей каждый день просматривают и создают собственные сториз в Instagram. Представить их без масок — ушек, терминаторов и сложных стимпанковских механизмов — уже невозможно. Сооснователь компании Instafilter Рустам Мирзахмедов рассказал, как создаются популярные фильтры в сториз и почему AR-игры называют главным трендом в 2020 году.
С чего начинается любая маска?
Каждый фильтр должен нести, прежде всего, идею. Современные маски — это не просто ушки или носы, такими эффектами никого уже не удивишь. Чаще всего они олицетворяют собственную философию. Например, в ней может быть игровая задумка или привлечение внимания к какой-то особенности продукта, социальной проблеме и даже новому движению в искусстве.
Например, Валькирия от Faberlic выполняла роль рекламного фильтра, который задумывался для продвижения коллекции ароматов «Викинг и Валькирия». Каждая женщина может примерить на себя серебряную корону и стать королевой викингов — сурового народа, который отличался невероятным героизмом и жаждой новых путешествий. Таким образом, маска отражает не только красоту женщины, но и ее нескончаемую энергию и силу.
Маска создавалась в 3ds Max, текстурировалась и «запекалась» в программе Substance painter. При ее создании максимально уделяли внимание детальной проработке материала, создавались diffuse map, OA map и Normal map. Рисунок был направлен на соприкосновение природы и тяжелой силы.
Диффузная текстура (diffuse map) — применяется для указания распределения цвета рассеянного света (модель Ламберта).
Карта нормалей (Normal map) — применяется для указания распределения нормалей (перпендикуляров) к поверхности с целью увеличения уровня детализации ее рельефа. Информация о нормалях должна храниться в текстурном пространстве координат. Карты нормалей в объектном пространстве не поддерживаются.
Существует три вида фильтров:
- Фильтры на основную фронтальную камеру, когда подписчик снимает себя, а к его фото или видео добавляются визуальные эффекты. Забываем про банальные очки и усы. На очереди узкопрофильные маски. Например, примерить на себя образ сварщика от компании «Атомэнергомаш». Или побывать в разных профессиях в рамках рекламной кампании Tele2. Каждый кейс направлен на то, чтобы клиент почувствовал себя максимально вовлеченным в историю бренда.
В основном это маски, в которые добавлены 2D и 3D-ассеты и фокусировка идет вокруг лица пользователя. Тут важно учитывать тень и корректное перeкрытие лица с помощью occluder (от англ. occlude — закрывать, закупоривать перекрывать — «Хайтек»).
- Эффекты на заднюю основную камеру — более сложная технология, определяющая горизонтальную поверхность, на которую накладывается сетка. К этой поверхности добавляются 3D-объекты, которые вписываются в среду с тщательной проработкой тени и света. С ними также можно взаимодействовать. Это более комплексный уровень, требующий работы не только художников и дизайнеров, но и программистов. Цветовая коррекция играет немалую роль для восприятия. Цвета должны быть приближены к естественным.
К ним добавляют программный код, чтобы можно было анимировать персонажа, крутить, двигать или нажимать. Виртуальный герой может приводиться в движение через мимику или повороты головы.
В 2019 году на выставке творческого коллектива AES+F совместными усилиями с компанией Instafilter был создан AR-фильтр, который позволял увидеть химер в окружающей обстановке и примерить на себя шлем «Коммуникатор».
На IX Международной биеннале был создан арт-объект –– разноцветный медведь, по мотивам художника Паола Пиви. Виртуальный арт-объект появлялся на экране смартфона и мог накладывался на любую поверхность вокруг. Например, его можно было подвесить на потолок.
В июле 2019 года перед концертом группы Metallica в Москве «Райффайзенбанк» запустил новую маску в сториз и тут же объявил конкурс на самые оригинальные посты и истории. Гитара с руками оживляла любые статические предметы. Например, могла появится на лобовом стекле машины или в окнах дома, на котике или игрушке.
- И, наконец, полноценная игра со своими счетом и правилами: по сути, это самые сложные маски, так как требуют много работы с кодом, построения логики взаимодействия, настройки триггеров срабатывания, отслеживания амплитуды движений пользователя, исключения ошибок и нежелательных исходов. Также — отрисовки и моделирования большего количества ассетов на разные исходы во время процесса игры.
Управление идет от мимики либо от движений головой. Самый простой пример — открыть-закрыть рот или моргать. На очереди расширение возможностей. Например, сейчас создали управление через воздушный поцелуй или губки рыбкой.
Известный пример — это Додо-птица, которая с помощью открывающегося рта перепрыгивала препятствия. Компания Coca-Cola в рамках рекламной кампании Vanilla выпустила игру, где девочка бегала по черно-белому городу, собирала ванилла-поинты, и обстановка постепенно становилась цветной. Часто играми можно управлять просто через движения головой.
Где создаются AR-фильтры
Spark AR Studio — платформа дополненной реальности, которая позволяет создавать AR-эффекты в мобильной камере. Это как программа для ретуши фото, только вместо макияжа или корректора у вас маска на лицо или персонаж.
Первые разработки в области AR начались в 60-х годах XX века. Долгое время исследования оседали в научных институтах и не выходили в массовое использование. Но наступила эра сториз, и 500 млн пользователей в день сделали свой выбор в пользу масок.
Любой пользователь Instagram может создать свою маску и выложить ее в социальную сеть. Ранее такой привилегией обладали только авторизованные участники, но в 2019 году доступ открыли всем.
Сегодня каждый желающий — дизайнер, художник, повар, учитель или студент — может креативить и создавать собственные маски. Не стоит говорить, что бренды получают хороший инструмент для продвижения. Только за день можно поднять охваты в несколько тысяч раз и привлечь десятки тысяч новых подписчиков.
Авторизация очень простая: скачиваете приложение, авторизуетесь через Facebook, загружаете изображение и далее следуете инструкциям. Программа работает так, что справиться с ней может любой человек с минимальными знаниями в компьютерах. Однако для создания действительно оригинальных фильтров нужен профессиональный уровень владения графическими редакторами, а также навыки программирования. С виду простая маска может иметь за собой большую работу программного кода, VR и AR, иногда и больших данных.
Как создать качественную маску
- Убедительные эффекты. Важно, чтобы AR-фильтр вписывался в среду. При использовании появляется ощущение, что он находится прямо на человеке. Игра EasterEggChallenge (удержи яйцо на ложке во рту) — пример того, каким точным может быть AR-эффект. Есть четкое понимание, что люди держат ложку на самом деле. Для этого создана тень на ложке, где она соприкасается со ртом. Плюс защитная часть, закрывающая зубы. Это делает эффекты достоверными. И на видео видно, как люди с силой сжимают губы, чтобы удержать ложку во рту. Этого сложнее всего добиться. Игра света и тени — главные факторы.
- Идеальная маска — это когда человек интуитивно понимает, что надо делать. Легко вовлекается, сразу понимает правила игры. Чем проще и доступнее, тем выше охваты.
- Смешными масками пользователи активно делятся, что повышает вирусность. Не забывайте, что Instagram — социальная сеть для развлечения.
- Маски нового поколения — это 3D-объекты, что-то яркое и необычное, добавление текста, неоновый эффект.
Ну и не забывайте про коммуникацию с брендом, если вы планируете использовать фильтр в качестве маркетингового инструмента. Он должен быть выполнен в общей концепции и нести какой-то посыл. Проще говоря, клиент должен что-то сделать, чтобы выиграть. Это может быть и конкурс на креативное применение маски, и банальная бродилка на очки, которые потом можно потратить в магазине.