Кейсы 6 марта 2020

2 тыс. лет до нашей эры: как художники описывали первые климатические изменения

Далее

В начале января шведские ученые выпустили исследование, согласно которому Камень Рок — древний памятник викингов с изображением более чем 700 рун — мог описывать первое в истории человечества резкое изменение климата. «Хайтек» подробно рассказывает об этом случае — и других, когда в искусстве появлялись хроники изменения климата.

Загадка камня Рок

Камень Рок, созданный в IX веке викингами возле озера Ваттерн на юге центральной части Швеции, имеет самую длинную в мире надпись из рун. На поверхности камня высечено более 760 рун, которые покрывают пять сторон этого камня. Считается, что памятник был установлен в память о погибшем сыне, однако точное значение текста до сих пор не раскрыто, поскольку одни отрывки текста невозможно восстановить, а другие созданы на неизвестной науке письменности.

Памятник, вероятно, относится к героическому периоду «Теодориха» — царствованию короля остготов Теодориха Великого. Некоторые ученые называют камень первым в истории произведением шведской литературы, однако есть теория, что руны на нем указывают только на загадки самого происхождения камня.

В новом исследовании ученые из трех шведских университетов пришли к выводу, что рунические знаки могут быть намеком на надвигающийся период экстремальной зимы, поскольку человек, который установил камень, попытался представить смерть своего ребенка в более широкой перспективе.

Надпись касается беспокойства, вызванного смертью сына, и страха перед новым климатическим кризисом, подобным катастрофическому после 536 года н.э.

Историки из Гетеборгского университета

Считается, что кризис IV века был вызван серией извержений вулканов, которые резко повлияли на климат — установились пониженные средние температуры, что привело к уничтожению посевов, сильному голоду и массовым смертям. Как минимум 50% жителей Скандинавского полуострова погибли. Память об этих событиях повлияла в том числе и на скандинавскую мифологию.

Новая интерпретация значения рун на камне основана на совместном подходе исследователей из нескольких дисциплин, включая филологию, археологию и историю религии. Ранее ученые считали, что в рунах говорится о сражениях, которые идут более 100 лет. При этом в новом исследовании говорится, что речь идет не о сражении между людьми, а о «битве между светом и тьмой, теплом и холодом, жизнью и смертью».

Мощная солнечная буря окрасила небо в редкие оттенки красного, урожайность пострадала от чрезвычайно холодного лета, а позднее солнечное затмение произошло сразу после восхода солнца.

Бо Граслунд, профессор археологии в Упсальском университете

При этом ученые отмечают, что даже одного из этих событий в те времена было достаточно, чтобы полностью изменить мифологию. По словам Граслунда, таким же образом в скандинавской мифологии возникла трехлетняя зима — признак прихода Рагнарека или конца света.

Исследования глобальных катаклизмов по произведениям искусства

Чтобы изучить изменение климата, ученым часто приходится путешествовать в достаточно отдаленные места и заниматься исследованием окаменелостей на дне океана, изучать пузырьки льда, захваченные антарктическим льдом, или кору деревьев на Аляске.

Существует и другой способ. Например, исследователь атмосферы в Афинской академии в Греции Христос Зерефос занимается изучением предметов искусства для анализа изменений климата.

Изучив сотни пейзажей, сделанных между 1,5 тыс. и 2 тыс. лет нашей эры, Зерефос и группа немецких исследователей пришли к выводу, что очень часто художники рисуют пейзажи с красивым небом, которые стали результатом вулканического загрязнения атмосферы. За эти 500 лет произошло около 80 крупных извержений вулканов, при этом некоторые из них — например, взрыв вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году — привели к тому, что в атмосфере резко увеличилось количество разных аэрозолей, в том числе сульфатов, визуально изменивших закаты и рассветы на три года. По сути, в атмосфере было такое количество парящих частиц, что они начинали рассеивать солнечный свет, создавая красивые закаты и рассветы.


В апреле 1815 года активность вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава, который входит в состав Малых Зондских островов, достигла максимума. Это привело к извержению мощностью семь из восьми баллов по показателю вулканической эксплозивности. При извержении выделилась энергия, эквивалентная 800 мегатоннам тротила. При этом мощность атомной бомбы «Малыш», сброшенной на Хиросиму, составляла всего 18 килотонн. Количество погибших непосредственно от извержения вулкана оценивается в 11 тыс. человек.

Столб пепла от извержения поднялся на 40 км, сильно уменьшив количество солнечного света, достигавшего поверхности Земли. Температура в среднем по Земле упала на 5 °C. Эти годы ученые называют «вулканической зимой», тогда практически не было лета, и, как следствие, нормальных урожаев, цены на зерно повысились в десятки раз, что вызвало массовую миграцию европейцев в Северную Америку.


Стиль Джозефа Тернера — британского живописца и мастера романтического пейзажа, который радикально повлиял на первых французских импрессионистов — мог сформироваться именно во время вулканической зимы, считают ученые. Его знаменитые пейзажи с рассеянным светом написаны именно во времена сильных вулканических извержений.

Например, небо на картине «Озеро, Петворт, закат» у Тернера ученый Зерефос называет именно признаком вулканической активности — здесь и рассеянный свет, и грязное солнце.

Картина «Озеро, Петворт, закат», Джозеф Тернер

Картина «Закат» Тернера также завершена во время окончания активного вулканического периода на Земле. При этом небо на полотне выглядит как скорее пламенная внутренняя часть ядерной бомбы.

Картина «Закат», Джозеф Тернер

Кроме того, одна из самых известных в мире картин «Крик» художника Эдварда Мунка была сделана на фоне неба, которое появилось в результате извержения вулкана Кракатау — еще одного вулкана в Индонезии. Это же извержение могло повлиять также и на картины Дега и Каспара Фридриха, говорится в исследовании.

Картина «Крик», Эдвард Мунк

Для актуализации своего исследования Зерефос попросил современного греческого постимпрессиониста Панайотиса Тетсиса нарисовать пейзажи острова Гидры во время того, как над Европой в 2010 году произошло другое значительное «аэрозольное событие» — сахарное пылевое облако с массой частичек в воздухе. По словам Зерефоса, получилась картина в лучших традициях ранних импрессионистов.

Пейзажи острова Гидры, написанные греческим постимпрессионистом Панайотисом Тетсисом во время пылевой бури

После того, как буря ушла из Эгейского моря, картины художника получились намного более спокойными.